ДИНАМИКА ИННОВАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИВАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ  

Девять лет независимого существования системы высшего образования в каждой стране бывшего Союза создают необходимость периодически сверять свои действия с коллегами из «ближнего зарубежья», взаимодействие, сотрудничество, партнерство с которыми стало таким редким явлением, но по-прежнему воспринимается как необходимое. А уж ответ на вопрос о тенденциях в оценке обществом значимости и полезности вузов негосударственной формы собственности в значительной мере зависит в любой стране от способности такого рода образовательных структур быть инициаторами нового и прогрессивного в образовании, науке, житейской практике.
В конце 80-х в общей тогда еще стране стали частыми попытки предложить варианты модернизации образования вообще и высшего образования, в частности. Запомнилось высказывание Д.С.Лихачева: «Какими мы будем образованными, культурными, нравственными, так мы и будем жить».
В те годы автору посчастливилось входить в состав всесоюзного творческого коллектива, разрабатывавшего под руководством И.Ф.Образцова и А.И.Половинкина концепцию целевой интенсивной подготовки специалистов, участвовать в оргдеятельностных играх Г.П.Щедровицкого «Инновационные площадки в образовании», делать первые попытки реализовывать коллективно осмысленные идеи в рамках дополнительных программ при обучении специалистов в государственном вузе. Утвердилось понимание необходимости создания в системе образования специфических структур, способных более энергично, чем вся основная система, генерировать новшества, испытывать их и предлагать к внедрению.
Переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, привел в начале 90-х к демонополизации и возможности создавать предприятия, в том числе образовательные структуры, как самостоятельные хозяйствующие субъекты с правами юридического лица. Отличие приватных вузов от предпринимательских структур в иных сферах состояло в том, что они, как правило, во главу угла ставили не прибыль от своей деятельности, а свою педагогическую миссию – образовывать народ, наращивать интеллектуальный ресурс нации.
Этот период был наиболее продуктивным в смысле разработки и внедрения педагогических инноваций, появления слоя инициативных людей, по своей инициативе взявших на себя ответственность за долговременное (в течение 5 – 6 лет) обучение студентов и формирование у них нужных для общества знаний, умений и навыков.

«Страна без науки - страна без будущего» - этими словами Президент Украины выразил в 1996 году на Всеукраинском совещании по проблемам развития науки свое понимание значимости интеллектуального потенциала в процессе становления суверенного государства. Но, как и всякая динамичная система, наука в образовательном комплексе Украины находится в состоянии непрерывных изменений. Скептики утверждают, что она деградирует, и ссылаются на массу факторов, негативно влияющих на ситуацию. Оптимисты, напротив, считают, что вместе со всеми сферами жизни общества научно-образовательная система трансформируется в новое состояние, характерное для рыночного стиля жизни суверенного государства. В стране строится рыночный образ хозяйствования, и никто не только не хочет, но и не может делать исключение для людей науки. Они вынуждены в равной мере со всеми иными членами общества учиться зарабатывать своими умениями и навыками. Итак, формула отношения государства к ученым такова: наука (традиционный источник новшеств) стране нужна, но средства на свое существование она должна изыскать сама.
Начавшееся в 1993 году «просеивание» образовательных структур через «сито» системы лицензирования и аккредитации существенно поубавило пыл новаторов образования. Выживание, а значит и способность продолжать выполнение взятых перед клиентом долговременных обязательств, стало более вероятным при максимальном выполнении традиционных нормативов высшей школы. Инициатива, энергия и интеллект лидеров образования в основном стали направляться на оборону, на строительство надежных укреплений, «ходить в прорыв» стало слишком опасно, да и потребовало длительных согласований и добывания разрешений. Забыта старая истина о том, что любое серьёзное новшество переживает три этапа: «этого не может быть», «в этом что-то есть», «как же без этого». Такая политика, направленная на полезную борьбу за качество образования, стала входить в противоречие с его инновационностью, способностью знаниями подготавливать прогрессивные перемены в социуме.
Невообразимый по меркам конца 80-х спад общественного производства привел к практически полному распаду систему отраслевых НИИ и существенно понизил потенциал Национальной Академии наук. К сожалению, освобождающиеся здания заполнились, как правило, не приватными образовательными структурами, в составе или в содружестве с которыми отраслевые ученые могли бы приучаться к коммерциализации своей инновационной деятельности, а торговыми предприятиями и контролирующими организациями и инспекциями.
В то же время часть вузовских ученых пытается продолжить необходимую обществу и привычную научно-педагогическую деятельность, не надеясь на бюджетное финансирование Кстати, интересна трансформация сознания бывших государственных чиновников системы науки и образования. После потери руководящих кресел они зачастую включаются в научный и образовательный бизнес и сталкиваются с теми чрезмерными ограничениями, в строительстве которых принимали самое непосредственное участие.
Научно-педагогические коллективы приватных вузов стремятся наращивать инновационный потенциал во всех ключевых направлениях деятельности.
Наука и консалтинг
Вузовский ученый обязан постоянно исследовать те явления и объекты, знания о природе которых и путях их совершенствования являются содержанием преподаваемых им дисциплин. Об уровне инновационности нарабатываемых ученым (конечно же, вместе с учениками – аспирантами и студентами) можно судить по числу заказов на консультирование и разработки от хозяйствующих субъектов. Но эта картина усугубляется из-за незначительного числа предприятий, сумевших выжить в условиях кризиса.
Приятным исключением являются такие предприятия, как ОАО «Концерн Стирол», сохранивший систему непрерывного обучения своего персонала и привлекший в свой штат за последние два года трех докторов и 28 кандидатов наук. Ещё 20 работников концерна учатся в аспирантуре. Результат уникального симбиоза промышленных предприятий и учебных заведений абсолютно логичен – предприятие является лучшим в Украине, постоянно осваивающим новые направления деятельности и выпускающим конкурентоспособную продукцию, известную далеко за пределами Украины

Образовательная деятельность
а) При разработке учебных планов и программ, создании учебной литературы вуз должен ориентироваться на квалификационные характеристики специалистов, которые будут востребованы через 5 лет. Таким способом вуз всегда участвует в социальном проектировании и кадровом обеспечении будущих социальных перемен. Сейчас, по мнению Р.Мюллера и В.Соловьева, в Украине есть реальные предпосылки для новой волны повышения интереса к методам управления, построенным на использовании комплексных прогнозов. У вузовских ученых есть шанс оказаться более конкурентоспособными для выполнения такой работы и для сторонних заказчиков, и в интересах проетирования образовательной деятельности вуза.
б) Комплексная и сквозная компьютеризация всех элементов образовательной и управленческой деятельности в вузе заставляет вузовских ученых быстро не только осваивать самые передовые возможности информационных технологий, но и вносить свой творческий вклад в их развитие. В приватном вузе, как правило, более быстрыми темпами создается необходимое для этого материально-техническое обеспечение.
в) Приватным вузам свойственно повышенное стремление к качеству образовательной деятельности и уровню подготовки выпускников. Не за горами практика использования международных систем сертификации процесса образовательной деятельности, сертификации персонала и учебных программ. Нужно находить средства для стажировки преподавателей и студентов в странах, опережающих Украину в своем развитии.

Социальная и деловая активность
а) Рациональное использование выпускников в хозяйственном комплексе страны, вынудит приватные вузы научиться создавать новые рабочие места на базе научно- и экономически обоснованных разработок, выполненных в период обучения выпускников в вузе под руководством вузовских ученых и во взаимодействии с деловыми партнерами вуза. Должно стать привычным развертывание при вузе бизнес-инкубатора, технопарка, центра поддержки предпринимательства и т.п.

ВЫВОДЫ
Автор надеется, что инновационные возможности приватного высшего образования в Украине вновь после непродолжительного спада вновь начинают нарастать и будут востребованы.
Для большинства приватных вузов наиболее целесообразной станет перспектива вхождения в комплексы с большими государственными вузами, с предпринимательскими структурами, в первую очередь инновационными предприятиями. Только в этом случае возникает возможность решения задачи о приобретении собственных учебных помещений и создании всей инфраструктуры высшего учебного заведения.
При крупных предприятиях и иных предпринимательских структурах все чаще будут создаваться вузы, как это было когда-то с заводами-втузами. Их возникновение будет обусловлено необходимостью максимально эффективного сочетания теоретических и прикладных знаний, а также более гибкой и многоаспектной взаимной поддержкой.

Hosted by uCoz